Роботы-пешеходы в толпе будет двигаться, не нарушая «человеческую этику толпы»

Роботы-пешеходы в толпе будет двигаться, не нарушая «человеческую этику толпы»

Если кому-нибудь из нас сказать, что мы, проходя по улице сквозь толпу людей, внимательно анализируем текущие возможности «прокладки» своего маршрута и делаем из этого выводы о своем ближайшем ежесекундном передвижении, каждый из нас ответит – «Что за бред?!» – «Я иду и думаю, о чем угодно, только не о направлениях своего тела в постоянно изменяющемся потоке сопутствующих и встречных людей». То есть люди перемещаются в толпе интуитивно, мгновенно реагируя на изменяющуюся «телодвиженческую» обстановку вблизи себя. И вот теперь, когда на улицы городов планируют выводить роботов в качестве равноправных участников «тротуарного движения» и робомобилей, движущихся по проезжей части, возникла задача обучения их «ходячей интуиции» – особенности поведения, которой без всяческого обучения следуют люди во всех странах мира.

Во всех созданных до сих пор самодвижущихся роботах внесены программы управления направлением и скоростью движения, ориентированные на спокойное и рассудительное движение в обстановке закрытых пространств: в производственных цехах, складах, отелях, ресторанах. Во всех этих и других подобных приложениях, внедренных в «навигационные роботы», используются жесткие алгоритмы планирования движения, в которых заложен пошаговый анализ возможных перемещений и выбор из них самого оптимального для достижения поставленной цели с учетом возникающих препятствий на пути следования. Но эти алгоритмы, как бы ни была высока логически-вычислительная производительность «мозга» робота, запрограммированного на их выполнение, никогда (даже теоретически) не помогут роботу «разойтись в толпе»: каждый раз он будет решать эту задачу заново, не используя прошлый опыт. А можно ли в таком случае назвать его прошлую незапомненную деятельность приобретенным опытом?

Как же довести «мозги» самодвижущихся роботов до близкой к человеческой способности «уличного интуитивного передвижения»? – Эту задачу решили в Лаборатории компьютерных наук и искусственного интеллекта (Computer Science and Artificial Intelligence Laboratory -CSAIL) Массачусетского технологического института (МТИ) путем дополнения «планирующего» алгоритма передвижения еще одним фактором – мгновенным распознаванием окружающей «среды-толпы», которое стало основой «уличной интуиции» в передвижениях роботов.

Такие человеческие способности будут положены в основу поведения роботов-экскурсоводов, доставщиков на дом продуктов из магазинов и блюд из ресторанов, курьеров и других профессий, для которых необходимы «пробежки» по городским улицам. И робот, созданный в МТИ, обучен «социальным нормам пешеходного движения, обгонам слева и справа, определению стороны тротуара для движения в зависимости от действующих в конкретной стране мира правил дорожного движения. Он способен оценивать окружающее его «человеческое пространство» каждые 0,1 с, не останавливаясь и не перепрограммируя свое движение, благодаря чему может спокойно (двигаясь, подобно человеку) идти к цели со средней скоростью примерно 43 км/час.

Тестирование возможностей робота-пешехода было проведено в одном из зданий МТИ, где он без столкновений прошел через толпу студентов, вежливо обошел студента с чашкой кофе и пропустил группу туристов. И теперь инженеры МТИ планируют распространить свою технологию на робомобили, для чего начинают работу в совместном проекте с японской компанией Toyota.