В России разрабатывается робот для заправки топливом самолетов и цистерн
Роботизация российских промышленных предприятий осуществляется в основном благодаря внедрению роботов зарубежного производства. Однако в последнее пятилетие в России созданы и развиваются отечественные компании-производители робототехники. В первую пятерку лидеров зарождающейся в нашей стране отрасли входит казанское ООО «Эйдос-Робототехника» (Eidos Robotics), выпускающее роботы-манипуляторы серии Hexapod, которые обладают шестью степенями свободы и не требуют для установки специально подготовленного основания. Технические характеристики этих роботов настолько впечатлили службу инженерно-технологического обеспечения ПАО «Газпром нефть», что ее руководство заказало «Эйдос-Робототехника» разработку робота-манипулятора для автоматической заправки топливом различных видов транспорта.
Прототип «механической руки топливозаправщика» компания «Газпром нефть» продемонстрировала в начале прошлого месяца в Санкт-Петербурге на конференции Spb Startup Day, ежегодно проводимой Фондом развития интернет-инициатив, деятельность которого состоит в инвестировании перспективных технологических компаний. Правда, эта выставочный экземпляр «руки», видимо, для максимального привлечения внимания к себе был «настроен» на выполнение работы бармена. И в этом амплуа робот-манипулятор показал себя безукоризненно: за несколько часов он сумел открыть тысячу пластиковых бутылок с энергетическими напитками, разлить их по стаканчикам и преподнести участникам конференции.
Вряд ли «механический бармен» будет принят на работу в какой-либо бар (где все-таки ценится человеческое общение), но, по мнению топ-менеджмента ПАО «Газпром нефть», его аналог, обученный заправке топливом самолетов, будет востребован в аэропортах для сокращения времени заправки, которое является одним из факторов снижения себестоимости обслуживания авиатранспорта. «Разливочные способности» казанского робота также будут по достоинству оценены на базах нефтепродуктов, где «заправщик-автомат» будет полезен и выгоден при заправке автомобильных бензовозов и железнодорожных цистерн.
На станциях же сетей автомобильных заправок замена людей роботами-топливозаправщиками, по расчетам аналитиков массового сегмента рынка нефтепродуктов, пока что экономически нецелесообразна.